2.7. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Интерференция профилей приводит к заклиниванию зубьев одного колеса во впадинах другого. Для исключения интерференции в эвольвентном зацеплении точки касания профилей зубьев колес должны всегда находиться на линии зацепления, что обеспечивается при угле профиля α = 20° числом зубьев колес больше 17.

При нарезании эвольвентных зубчатых колес с числами зубьев меньше 17 имеет место интерференция части профиля зуба колеса и профилей зубьев режущего инструмента. В этом случае режущие кромки инструмента срезают часть формообразующей кривой профилей зубьев колеса.

При положительных значениях коэффициента относительного смещения имеет место интерференция профилей зубьев режущего инструмента и части эвольвентного профиля, принадлежащего головке зуба колеса, что приводит к срезу этой части профиля. В этом случае имеет место заострение зуба колеса (рис.8).

Изменение профилей зубьев колес приводит к увеличению нагрузочной способности механизма. Заострение головок зубьев зубчатых колес является нежелательным, т. к. это приводит к снижению кинематической точности механизма и вызывает увеличение склонности зубьев к скалыванию.

 Заострение зуба колеса

Рисунок 8. Заострение зуба колеса.

Зуб зубчатого колеса считается незаостренным, а зубчатый механизм − сохраняющим работоспособность при выполнении следующего условия:

 sa  ≥ [sa ],

где [sa ] − допускаемое значение толщины зуба по окружности вершин sa:

для силовых механизмов [sa ] = 0,4•m ,

для кинематических механизмов [sa ] = 0,25•m .

 

При отрицательных значениях коэффициента относительного смещения относительного, имеет место интерференция профилей зубьев режущего инструмента и части эвольвентного профиля, принадлежащего ножке зуба колеса, что приводит к срезу этой части профиля. В этом случае имеет место подрезание части профиля зуба колеса в его основании в области переходной кривой (рис. 9).

Изменение профилей зубьев колес приводит к увеличению кинематической точности механизма. Подрезание ножек зубьев зубчатых колес является нежелательным, т. к. это ослабляет ножку зуба колеса, что приводит к уменьшению нагрузочной способности механизма.

Зуб зубчатого колеса считается не подрезанным, а зубчатый механизм − сохраняющим работоспособность при выполнении следующего условия:

 

Минимальное значение коэффициента относительного смещения, при котором  обеспечивается  отсутствие  подреза  ножек  и  заострение  головок зубьев зубчатых колес, определяется по выражению

 

  Подрезание зуба колеса.

Рисунок 9. Подрезание зуба колеса.

 

 1.1. Пример расчета прямозубого внешнего эвольвентного зубчатого зацепления.

1.2. Вычерчивание элементов зубчатого зацепления