2.7. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Интерференция профилей приводит к заклиниванию зубьев одного колеса во впадинах другого. Для исключения интерференции в эвольвентном зацеплении точки касания профилей зубьев колес должны всегда находиться на линии зацепления, что обеспечивается при угле профиля α = 20° числом зубьев колес больше 17.
При нарезании эвольвентных зубчатых колес с числами зубьев меньше 17 имеет место интерференция части профиля зуба колеса и профилей зубьев режущего инструмента. В этом случае режущие кромки инструмента срезают часть формообразующей кривой профилей зубьев колеса.
При положительных значениях коэффициента относительного смещения имеет место интерференция профилей зубьев режущего инструмента и части эвольвентного профиля, принадлежащего головке зуба колеса, что приводит к срезу этой части профиля. В этом случае имеет место заострение зуба колеса (рис.8).
Изменение профилей зубьев колес приводит к увеличению нагрузочной способности механизма. Заострение головок зубьев зубчатых колес является нежелательным, т. к. это приводит к снижению кинематической точности механизма и вызывает увеличение склонности зубьев к скалыванию.
Рисунок 8. Заострение зуба колеса.
Зуб зубчатого колеса считается незаостренным, а зубчатый механизм − сохраняющим работоспособность при выполнении следующего условия:
sa ≥ [sa ],
где [sa ] − допускаемое значение толщины зуба по окружности вершин sa:
для силовых механизмов [sa ] = 0,4•m ,
для кинематических механизмов [sa ] = 0,25•m .
При отрицательных значениях коэффициента относительного смещения относительного, имеет место интерференция профилей зубьев режущего инструмента и части эвольвентного профиля, принадлежащего ножке зуба колеса, что приводит к срезу этой части профиля. В этом случае имеет место подрезание части профиля зуба колеса в его основании в области переходной кривой (рис. 9).
Изменение профилей зубьев колес приводит к увеличению кинематической точности механизма. Подрезание ножек зубьев зубчатых колес является нежелательным, т. к. это ослабляет ножку зуба колеса, что приводит к уменьшению нагрузочной способности механизма.
Зуб зубчатого колеса считается не подрезанным, а зубчатый механизм − сохраняющим работоспособность при выполнении следующего условия:
Минимальное значение коэффициента относительного смещения, при котором обеспечивается отсутствие подреза ножек и заострение головок зубьев зубчатых колес, определяется по выражению
Рисунок 9. Подрезание зуба колеса.
1.1. Пример расчета прямозубого внешнего эвольвентного зубчатого зацепления.